ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ

В конце 1980-ых, в то время, когда экономика Европы была под угрозой из-за расширения дальневосточных и особенно японских рынков, руководители ведущих европейских компаний приняли решение ответить на вызов в области конкурентоспособности, брошенный Европе.

«Впервые в истории руководители 14 европейских транснациональных корпораций, т.е около 7 миллионов человек объединились и простояли целый день на площади.. Выражая интерес, 14 президентов целый день держали все в своих руках! Следовательно это было важно. Все это представляло из себя открытое, объединенное Обязательство к Качеству. Все это производило впечатление»Comelius der Klugt, прежний Управляющий Philips (Нидерланды) и первый президент EFQM.

Организованный в 1988 г. Европейский фонд управления качеством (EFQM) объединил усилия наиболее успешных компаний по распространению последних достижений в менеджменте. В результате в 1991 была разработана Модель делового совершенства EFQM , на основе которой в 1992 году была присуждена первая Европейская премия по качеству. К тому времени уже существовали аналогичные премии Болдриджа (США) и Деминга (Япония), лежащие в основе которых критерии имеют довольно много общего с моделью EFQM. Модель стала основой национальных премий по качеству в 21европейской стране, включая Россию (Премия Правительства РФ в области качества).

В 2001 г. была введена новая схема признания успехов организаций в применении Модели, известная как «Уровни Совершенства». Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству.
Она позволяет:

  1. Обозначить ясные вехи на пути к совершенству.
  2. Максимизировать число организаций, применяющих фундаментальные концепции и принципы модели совершенства EFQM.
  3. Предоставить организациям практические инструменты и услуги для содействия их улучшению.
  4. Обеспечить обоснованное и авторитетное для всех европейских стран признание организаций при участии EFQM и национальных партнерских организаций.

Со времени создания Модель EFQM регулярно пересматривалась и обновлялась с учетом инноваций в менеджменте и всего лучшего, что было практически опробовано организациями, хотя эти изменения и не носили принципиального характера. В частности, в последней версии из прежнего названия модели исключено слово «деловое» («business excellence») по настоянию некоммерческих организаций — образовательных и государственных (муниципальных) структур. В настоящее время идет работа по пересмотру формулировок фундаментальных концепций Совершенства.