СЛОВАРЬ СОВЕРШЕНСТВА

Бенчмарка

Бенчмарка (Benchmark)** — значение показателей, используемое для сравнения и постановки целей.

Бенчмарка * — измеряемое, «лучшее в своем классе» достижение; эталон для проведения сравнения. Данные показатели в работе считаются стандартом делового совершенства для определенного бизнес-процесса.

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг (Benchmarking)** — систематическое сравнение с другими организациями своих подходов, позволяющее лучше понять, что следует делать организации для улучшения своей деятельности.

Бенчмаркинг
* — систематический и постоянный процесс измерения; процесс постоянного сравнения бизнес-процессов организации с бизнес-процессами передовых организаций других стран в целях получения информации, которая могла бы помочь организации улучшить показатели своей работы.

Бизнес-модель

Бизнес-модель (BusinessModel) — элементы бизнеса, во взаимодействии которых создается ценность, обычно включающие в себя: предложение потребительской ценности, структуру прибыли, ключевые ресурсы и процессы организации.

Видение

Видение (Vision)** — описание того, к чему организация стремится в отдаленном будущем. Оно должно служить ориентиром при выборе правильного направления движения, и наряду с миссией является основой разработки стратегии и политик.

Видение * — отражает то, какой организация хочет видеть себя в будущем.

Восприятие

Восприятие (Perception) – мнение заинтересованных сторон об организации.

Гибкость организации

Гибкость организации (OrganizationalAgility) — способность своевременно реагировать и меняться в соответствии с появляющимися угрозами и возможностями.

Делегирование полномочий

Делегирование полномочий (Empowerment) ** — процесс, в результате которого отдельные сотрудники или команды получают возможность принятия ответственных решений и действовать самостоятельно в определенных рамках.

Наделение полномочиями
* — наделение сотрудников необходимыми деловыми навыками, знаниями, информацией и полномочиями таким образом, чтобы они могли предпринять необходимые действия для эффективного и результативного производства определенной продукции.

Заинтересованная сторона

Заинтересованная сторона — стейкхолдер (Stakeholder) — человек, группа людей или организация, которые имеют прямой или косвенный интерес в деятельности организации, поскольку могут влиять на организацию, либо испытывать на себе ее влияние. Примером внешних заинтересованных сторон являются собственники (акционеры), потребители, поставщики, партнеры, государственные учреждения и представители местного сообщества или общества в целом. Пример внутренних заинтересованных сторон — сотрудники и их группы.

Запаздывающие показатели

Запаздывающие показатели (Lagging indicators) — отражают конечный результат предпринятого действия, как правило, через значительный период времени после его завершения. Запаздывающим показателем продаж и затрат является доходность. Мера восприятия также относится к отдаленным (замыкающим, последующим) показателям. Результат восприятия относится к прямой ответной реакции со стороны заинтересованных сторон, например, когда реакция сотрудников из¬меряется путем опроса для выявления их отношения к какой-нибудь проблеме.

Знания

Знания (Knowledge) — результат познания человеком действительности, который он получает в ходе обучения и опыта реальной деятельности, включающий теоретическое и практическое понимание предмета. Если данные — это отдельные факты, информация — это данные в контексте и перспективе, то знания — это информация в сочетании со способностью к действиям.

Знания — это часть организационной структуры, состоящей из данных, информации и знаний. Данные — это «сырые» сведения о фактах. Информация — это данные в контексте и перспективе. Знания — это информация, содержащая руководство к действию.

Инновации

Инновации (Innovations)** — практическое воплощение идей в новые продукты, услуги, процессы, системы и социальные отношения.

Интеллектуальный капитал

Интеллектуальный капитал (Intellectual Capital)** — ценность организации, которая не учитывается в традиционных финансовых отчетах. Это нематериальный актив организации, который часто обусловливает разницу между балансовой и рыночной стоимостью компании.

Интеллектуальный капитал
* — ценность организации, которая не находит отражения в традиционных финансовых отчетах. Она состоит из нематериальных активов организации и отличается отрыночной или бухгалтерской стоимости. Обычно в интеллектуальный капитал включают человеческий капитал, структуру организации и ее взаимосвязи с потребителями.

Ключевые компетенции

Ключевые компетенции (CoreCompetence)** — возможности и выполняемая деятельность, на которых основывается конкурентное преимущество организации, ее прибыльность или эффективность.

Ключевые компетенции * — хорошо налаженная деятельность внутри организации, определяющая конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы.

Ключевые процессы

Ключевые процессы (KeyProcesses) — важнейшие процессы организации, от которых зависит реализация ее стратегии, являющиеся основой цепочки создания ценности.

Ключевые результаты деятельности

Ключевые результаты деятельности (Key Performance results) * — результаты деятельности, не связанные с потребителями, сотрудниками и обществом, которых организация обязательно должна достичь.

Корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility)* — ориентация практической деятельности организации на измерение ее воздействия на окружающую среду и общество и управление им, репутация, которой она пользуется с этой точки зрения, и двустороннее взаимодействие с обществом и заинтересованными сторонами.

Корпоративное управление

Корпоративное управление (Corporate Governance) ** — система распределения властных полномочий в организации, призванная обеспечить выполнение ею юридических, финансовых и этических обязательств.

Корпоративное управление
— выработка и осуществление системы правил, процессов, процедур и связей для управления организацией и выполнения юридических, финансовых и этических обязательств с ее стороны.

Креативность

Креативность (Creativity)** — генерация идей в отношении новой продукции, услуг, процессов, систем и социальных отношений.

Критические факторы успеха

Критические факторы успеха (Critical success factors) ** — ограниченное количество (обычно от 3 до 8) характеристик, условий или параметров, непосредственно влияющих на результативность, эффективность и жизнеспособность организации, проекта или программы.

Критические факторы успеха * — условия, выполнение которых необходимо для достижения поставленных задач.

Культура

Культура (Culture)** — определенный набор ценностей и норм, который разделяют сотрудники организации и отдельные их группы, определяющий формы взаимодействия между ними, а также с внешними заинтересованными сторонами.

Культура
* — полный набор поведенческих и этических норм, ценностных установок, которые передаются, исполняются и совершенствуются членами организации.

Лидеры

Лидеры (Leaders)** — люди, которые координируют и обеспечивают баланс интересов и деятельности всех заинтересованных сторон.

Лидеры (Leaders)* — люди, которые координируют и уравновешивают интересы всех, кто заинтересован в деятельности организации, включая высшее руководство, других менеджеров, руководителей групп и направлений.

Лучшая / хорошая практика

Лучшая/хорошая практика (Good / bestpractice)** — выдающиеся подходы, политики, методы и процессы, которые приводят к наилучшим результатам. Поскольку трудно выделить, что является самым лучшим, некоторые организации предпочитают термин «хорошая практика». К методам изучения такой практики за пределами организации относится бенчмаркинг и внешнее обучение.

Хорошая/лучшая практика работы * — испытанная и оформленная документально практика безошибочной работы, которая превышает параметры общепринятой деятельности в определенной сфере бизнеса.

Миссия

Миссия (Mission) — формулировка, отражающая смысл существования организации, согласованная с ее заинтересованными сторонами.

Ми́ссия (англ.mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.

Мобильность

Мобильность (Mobility) — готовность и желание работников изменить вид и место своей работы.

Общество

Общество (Society) — социальная инфраструктура за пределами организации, на которую она может оказывать какое-либо влияние.

Партнер

Партнер (Partner) — сторонняя организация или лицо, которое стратегически выбрано для совместной работы, достижения общих целей и стабильной взаимной выгоды.

Партнерство

Партнерство (Partnership) — устойчивые деловые отношения организации с партнерами, в результате которых совместно создается ценность для обеих сторон. Партнерство может быть установлено, например, с поставщиками, дистрибьюторами, образовательными учреждениями, потребителями. Стратегическое партнерство служит достижению стратегических целей организации.

Персонал

Персонал (People) — люди, работающие в организации (на полный или неполный рабочий день, в т.ч. волонтеры), включая лидеров на всех уровнях.

Подход

Подход (Approach) — общий способ осуществления какой-либо деятельности, подход состоит из процессов и структурированных действий в рамках определенной политики и принципов.

Постоянное улучшение

Постоянное улучшение (ContinualImprovement) — проводящееся на постоянной основе улучшение процессов, ведущее к достижению более высокого уровня деятельности

Потребитель

Потребитель (Customer) — получатель продукции и услуг организации.

Предложение потребительской ценности

Предложение потребительской ценности (ValueProposition) — уникальная ценность продукции и услуг, предлагаемых потребителю организацией.

Продукция

Продукция (Products) — изделия, получаемые в результате производства, и поставляемые потребителю в виде товара через каналы дистрибуции до начала их использования. В широком смысле продукция включает большой спектр товаров, от предметов потребления до целых комплексов, таких как производства или целые заводы.

Процесс

Процесс (Process) — совокупность взаимодействующих видов деятельности, в которых выходы одних являются входами для других. В процессах создается добавленная ценность путем преобразования входов в выходы с использованием ресурсов.

Равные возможности

Равные возможности (Equal opportunities) * — практика работы, обеспечивающая справедливое и равное отношение ко всем сотрудникам и пользователям услуг.

Равные возможности

Равные возможности (Equalopportunities) — практика обеспечения всем сотрудникам организации справедливого и одинакового к ним отношения, вне зависимости от пола, возраста, расы, национальности, религии и сексуальной ориентации.

Система менеджмента

Система менеджмента (Managementsystem) — система процессов, соответствующих показателей деятельности, а также система управления и улучшения процессов, используемая организацией для обеспечения выполнения своей Миссии и Видения.

Сквозные процессы

Сквозные процессы (End to end processes) * — поток ценностей, пересекающий границы подразделений и организаций в целях создания или поставки продукции или предоставления услуг.

Совершенство (деловое совершенство)

Совершенство (деловое совершенство) (Excellence) * — передовая практика управления организацией и достижения результата, основанная на комплексе основополагающих концепций, включающих ориентацию на результат, особое внимание к потребителю, лидерство и постоянство целей, менеджмент на основе процессов и фактов, вовлеченность персонала, постоянное улучшение и инновации, взаимовыгодное партнерство, корпоративную социальную ответственность.

Стратегия

Стратегия (Strategy) — общий план, определяющий пути движения организации к выполнению своей миссии и видения.

Управление изменениями

Управление изменениями (Change Management) ** — подход, в рамках которого в управляемых условиях проводятся изменения в организации или системе, предусматривающий наличие некой системы процессов, призванных содействовать достижению стратегических целей. Управление изменениями позволяет пройти путь от текущего состояния к желаемому будущему.

Устойчивое совершенство

Устойчивое совершенство (Sustainableexcellence) ** — превосходные результаты в работе с точки зрения потребителей, сотрудников и общества, достигнутые сотрудниками и партнерами с использованием ресурсов и процессов на основе политики и стратегии, сформулированных лидерами организации.

Финансы

Финансы (Finances) — оборотные средства, необходимые для повседневного функционирования бизнеса, и капиталовложения из различных источников, необходимые для долгосрочного финансирования организации.

Фундаментальные Концепции Совершенства

Фундаментальные Концепции Совершенства (Fundamental Conceptsof Excellence) ** — совокупность важнейших и подтвержденных практикой принципов, на которых базируется Модель Совершенства EFQM.

Ценности

Ценности (Values) ** — принципы и философия, которой руководствуется организация в своей внутренней деятельности и взаимоотношениях с окружающим миром. Ценности ориентируют людей в отношении того, что хорошо и желательно, а что нет. Они оказывают большое влияние на поведение людей и коллективов и служат руководством во всех ситуациях.

Ценности * — понимаемое и ожидаемое поведение сотрудников организации, на основе которого строятся все деловые отношения (например, доверие, взаимовыручка и честность в работе).

Этика

Этика (Ethics) — нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками дан-ной организации.

Примечание

Обозначено: определения EFQM по версиям — * — 2003, ** — 2010, *** — 2013